Применение радиотехнической системы дальней. навигации

Объем подготовки к полету с использованием РСДН зависит от характера полетного задания, используемых радиотехнических систем дальней навигации и имеющегося бортового оборудования системы.

Подготовка к полету. При подготовке к полету необходимо:

— выбрать систему, используемую в полете;

— нанести на карту маршрут полета;

— выбрать на специальной карте РСДН используемые цепоч­ки, определить и записать их данные, а также необходимые поло­жения органов управления для использования приемоиндикатора;

— определить на карте в соответствии с расположением рабо­чих зон наземных станций рубежи смены устанавливаемых данных;

— проверить работоспособность «Скип-2».

В зависимости от состава вертолетного оборудования систе­мы и варианта определения места вертолета в геодезической и ортодромической системах координат и коррекции навигационно­го комплекса используются подвижные и стационарные радиотех­нические системы. При работе со стационарными РСДН для опре­деления МВ можно использовать вертолетный приемоиндикатор как автономно, так и с ПКЦ. При работе с подвижными РСДН определение МВ осуществляется только совместно с преобразова­телем ПКЦ или в составе навигационных комплексов.

Выбор используемых в полете цепочек производится с учетом углов пересечения линий положения и удаления до наземных стан­ций. Выбор ведомых наземных станций стационарного типа целе­сообразно выполнять согласно схеме на рис. 9.7. Надежную ра­боту системы РСДН в указанных районах обеспечивают станции, показанные в кружках. Линии положения на специальных кар­тах обозначены по базам: северная — синим цветом; западная — фиолетовым; южная — красным; восточная — зеленым.

Нумерация ведомых наземных станций (для переключателя ВЕДОМЫЕ) соответствует порядку излучения ими сигналов: се­верная— 1 западная — 2 южная — 3 восточная — 4. Положение органов управления на пульте управления определяется согласно специальной таблице в зависимости от различных РСДН.

Применение радиотехнической системы дальней. навигации

При подготовке к полету по подвижным системам РСДН с ис­пользованием ПКЦ необходимо:

— выбрать координаты наземных станций РСДН и суммарные задержки (/базы+4) для каждой базы;

— определить в соответствии с рис. 9.8 номер зоны, в которой будет выполняться полет;

— определить геодезические координаты опорной ТОЧКИ (фо, А,0) для используемой зоны;

— последовательно определить геодезические координаты ИПМ, ППМЬ ППМ2 и КПМ или начальной и конечной точек главной ортодромии маршрута. В ПКЦ программируется мар­шрут с шестью ППМ.

Исходные данные для установки на пультах управления при- емоиндикатора и ПКЦ, а также на устройстве ввода ПКЦ целесо­образно вписать в таблицу.

После проверки работоспособности бортового оборудования системы согласно инструкции необходимо:

— установить оперативные органы управления на пультах управления приемоиндикатора и ПКЦ в положение для исполь­зования выбранных станций из составленных таблиц;

— ввести на пульте ввода ПКЦ координаты основных точек маршрута, параметры станций, суммарные задержки станций и поправки на условия распространения радиоволн.

Ввод координат точек и параметров станций осуществляется в такой последовательности:

— выключатель СЕТЬ (рис. 9.6) установить в положение СЕТЬ;

Применение радиотехнической системы дальней. навигации

— переключатель уХ — ДотКОд установить в положение уХ

— переключатель АДРЕС ЧИСЛА установить согласно вы­бранному и записанному в таблицу коду;

— набрать переключателями ГРАДУСЫ, МИНУТЫ и СЕ­КУНДЫ соответствующее значение координат станций;

— ввести знак числа с помощью переключателя « + » или «—»: северная широта и восточная долгота вводятся со знаком « + », южная широта и западная долгота со знаком «—»;

— нажать кнопку ВВОД; при правильной записи числа в па­мяти ПКЦ установленное значение индицируется на табло и го­рит зеленая лампа ВВОД на пульте ввода; при неправильной за­писи загорится красная лампа ВВОД (в этом случае необходимо повторить ввод числа).

Координаты всех точек последовательно вводятся таким же об­разом, адреса чисел при этом выбираются согласно коду, записан­ному в таблице.

Порядок определения места вертолета с одним приемоиндика — тором следующий:

— включить питание приемоиндикатора и убедиться, что за­горелось табло ОТСЧЕТ (рис. 9.3);

— нажать переключатель ОТСЧЕТ вверх и, удерживая его в этом положении, записать значение одной гиперболической ко­ординаты и время, затем нажать вниз и снять отсчет второй ко­ординаты;

— определить место вертолета по полученным отсчетам на специальной карте.

Для определения места вертолета с использованием ПКЦ в геодезических координатах необходимо:

— переключатель КООРДИНАТЫ (рис. 9.5) установить в по­ложение ГЕОГР.;

— установить переключатель ЗОНА в соответствии с зоной местонахождения вертолета;

— переключатель ОРТОДРОМИИ установить в положение ВЫКЛ.;

— нажать кнопку ОТСЧЕТ на ПУ ПКЦ и записать координа­ты вертолета и время.

Для определения места вертолета в ортодромических коорди­натах необходимо:

— установить переключатель КООРДИНАТЫ в положение ОРТОДР. и переключатель ЗОНА в соответствующее положение;

— переключатель ОРТОДРОМИИ установить в положение, соответствующее номеру ортодромии, относительно которой опре­деляются координаты вертолета;

— нажать кнопку ОТСЧЕТ на ПУ ПКЦ и записать координа­ты вертолета и время.

По полученным отсчетам определить место вертолета на карте:

За 30 км до ППМ загорается лампа ППМ, которая гаснет при смене положения переключателя ОРТОДРОМИИ.

Полученные отметки МВ используются для контроля пути, определения навигационных элементов полета и вывода вертолета в заданные точки.