Применение радиотехнической системы дальней. навигации
Объем подготовки к полету с использованием РСДН зависит от характера полетного задания, используемых радиотехнических систем дальней навигации и имеющегося бортового оборудования системы.
Подготовка к полету. При подготовке к полету необходимо:
— выбрать систему, используемую в полете;
— нанести на карту маршрут полета;
— выбрать на специальной карте РСДН используемые цепочки, определить и записать их данные, а также необходимые положения органов управления для использования приемоиндикатора;
— определить на карте в соответствии с расположением рабочих зон наземных станций рубежи смены устанавливаемых данных;
— проверить работоспособность «Скип-2».
В зависимости от состава вертолетного оборудования системы и варианта определения места вертолета в геодезической и ортодромической системах координат и коррекции навигационного комплекса используются подвижные и стационарные радиотехнические системы. При работе со стационарными РСДН для определения МВ можно использовать вертолетный приемоиндикатор как автономно, так и с ПКЦ. При работе с подвижными РСДН определение МВ осуществляется только совместно с преобразователем ПКЦ или в составе навигационных комплексов.
Выбор используемых в полете цепочек производится с учетом углов пересечения линий положения и удаления до наземных станций. Выбор ведомых наземных станций стационарного типа целесообразно выполнять согласно схеме на рис. 9.7. Надежную работу системы РСДН в указанных районах обеспечивают станции, показанные в кружках. Линии положения на специальных картах обозначены по базам: северная — синим цветом; западная — фиолетовым; южная — красным; восточная — зеленым.
Нумерация ведомых наземных станций (для переключателя ВЕДОМЫЕ) соответствует порядку излучения ими сигналов: северная— 1 западная — 2 южная — 3 восточная — 4. Положение органов управления на пульте управления определяется согласно специальной таблице в зависимости от различных РСДН.
При подготовке к полету по подвижным системам РСДН с использованием ПКЦ необходимо:
— выбрать координаты наземных станций РСДН и суммарные задержки (/базы+4) для каждой базы;
— определить в соответствии с рис. 9.8 номер зоны, в которой будет выполняться полет;
— определить геодезические координаты опорной ТОЧКИ (фо, А,0) для используемой зоны;
— последовательно определить геодезические координаты ИПМ, ППМЬ ППМ2 и КПМ или начальной и конечной точек главной ортодромии маршрута. В ПКЦ программируется маршрут с шестью ППМ.
Исходные данные для установки на пультах управления при- емоиндикатора и ПКЦ, а также на устройстве ввода ПКЦ целесообразно вписать в таблицу.
После проверки работоспособности бортового оборудования системы согласно инструкции необходимо:
— установить оперативные органы управления на пультах управления приемоиндикатора и ПКЦ в положение для использования выбранных станций из составленных таблиц;
— ввести на пульте ввода ПКЦ координаты основных точек маршрута, параметры станций, суммарные задержки станций и поправки на условия распространения радиоволн.
Ввод координат точек и параметров станций осуществляется в такой последовательности:
— выключатель СЕТЬ (рис. 9.6) установить в положение СЕТЬ;
— переключатель уХ — ДотКОд установить в положение уХ
— переключатель АДРЕС ЧИСЛА установить согласно выбранному и записанному в таблицу коду;
— набрать переключателями ГРАДУСЫ, МИНУТЫ и СЕКУНДЫ соответствующее значение координат станций;
— ввести знак числа с помощью переключателя « + » или «—»: северная широта и восточная долгота вводятся со знаком « + », южная широта и западная долгота со знаком «—»;
— нажать кнопку ВВОД; при правильной записи числа в памяти ПКЦ установленное значение индицируется на табло и горит зеленая лампа ВВОД на пульте ввода; при неправильной записи загорится красная лампа ВВОД (в этом случае необходимо повторить ввод числа).
Координаты всех точек последовательно вводятся таким же образом, адреса чисел при этом выбираются согласно коду, записанному в таблице.
Порядок определения места вертолета с одним приемоиндика — тором следующий:
— включить питание приемоиндикатора и убедиться, что загорелось табло ОТСЧЕТ (рис. 9.3);
— нажать переключатель ОТСЧЕТ вверх и, удерживая его в этом положении, записать значение одной гиперболической координаты и время, затем нажать вниз и снять отсчет второй координаты;
— определить место вертолета по полученным отсчетам на специальной карте.
Для определения места вертолета с использованием ПКЦ в геодезических координатах необходимо:
— переключатель КООРДИНАТЫ (рис. 9.5) установить в положение ГЕОГР.;
— установить переключатель ЗОНА в соответствии с зоной местонахождения вертолета;
— переключатель ОРТОДРОМИИ установить в положение ВЫКЛ.;
— нажать кнопку ОТСЧЕТ на ПУ ПКЦ и записать координаты вертолета и время.
Для определения места вертолета в ортодромических координатах необходимо:
— установить переключатель КООРДИНАТЫ в положение ОРТОДР. и переключатель ЗОНА в соответствующее положение;
— переключатель ОРТОДРОМИИ установить в положение, соответствующее номеру ортодромии, относительно которой определяются координаты вертолета;
— нажать кнопку ОТСЧЕТ на ПУ ПКЦ и записать координаты вертолета и время.
По полученным отсчетам определить место вертолета на карте:
За 30 км до ППМ загорается лампа ППМ, которая гаснет при смене положения переключателя ОРТОДРОМИИ.
Полученные отметки МВ используются для контроля пути, определения навигационных элементов полета и вывода вертолета в заданные точки.